четверг, 5 января 2012 г.

Время (In Time - Вовремя) или Джеймс Бонд из трущоб

В данной рецензии присутствуют спойлеры, некорректные сравнения и точка зрения, альтернативная точке зрения тех, кому фильм понравился. Что и говорить, ругачая рецензия, и ругаться приходится предметно, посему детали фильма неизбежно "засвечиваются". Так что, если фильм еще не видели, а знать содержание (хоть и фрагментарно) не хочется, то стоит пропустить текст, специально обозначенный и отсеченный от рецензии.

Идея мира, в котором происходит действие, чертовски хороша. Тут вам и экономика с валютой, имеющей реальную стоимость, и регулировка численности населения при решенной задачи бессмертия, и даже естественный отбор при все том же бессмертии. Одним махом решена целая куча проблем, которые неизбежно возникли бы, будь бессмертие решенной задачей. Лично я в восторге! Автору идеи такого общества все Нобелевки и памятник при жизни.
Однако идею мира создатели фильма использовали как известный "гвоздь" А. Дюма. Только, в отличие от классика, они на эту историю повесили не картину, а постер плохо напечатанный с бездарного оригинала. Я в курсе, что режиссер фильма когда-то снимал Гаттаку. Ну и что? Или вы думаете, что хорошие художники не лажают? В таком случае в вашей картине мира и "балерины не какают".
Разберем малость подробнее. Предупреждаю, ниже будут раскрываться кое-какие детали фильма, так что, если хотите составить собственное впечатление, лучше сначала посмотреть, а уже потом, для сравнения впечатлений, читать.
[spoiler]
--------------------------------------------------------------------------------
Начнем с главного... э... персонажа. Потому как не соответствует понятию героя. Кстати, героев (тех самых, эволюционирующих по ходу развития сюжета) в этом фильме только один, и то девушка. Так вот, про этого самого обитателя трущобы, о котором весь фильм...
Переросток - лузер двадцати восьми лет от роду, все еще проживающий с мамой. Может быть в трущобах недвижка дорога, а может рынок аренды не развит - фиг его знает, но нормальные мужики в этом возрасте с родителями не живут. Хотя, Оливии Вайлд ("13" из Доктора Хауса) биологически (в соответствии с легендой фильма) всего двадцать пять. Так что немощной, больной, нуждающейся в посторонней помощи она никак не выглядит, и ей бы замуж выйти (еще раз), а не поддерживать великовозрастного оболтуса. Ан нет, живут под одной крышей, да еще мама, вроде как работающему, сыну материальную помощь, как школьнику, подкидывает.
Но далее, по мере развития событий, этот самый неудачник внезапно оказывается страшно крутым. Прямо Джеймс Бонд, включая виртуозную стрельбу и такое же виртуозное вождение серебристого Остина Мартина. Последнее - отсылка создателей фильма не то к похождениям агента 007, не то к "Поймай меня, если сможешь", и скорее второе, чем первое... Но вернемся к Джемсу Бонду из трущоб. Где он так лихо научился играть в покер (привет казино Руаяль, хотя там была баккара), водить, плавать, танцевать и стрелять ("в ОСОВИАХИМе, ответил Штирлиц и задумался, не сболтнул ли он чего лишнего?") - зрителям неизвестно. Думаю, что создателям фильма тоже. Во всяком случае, обитатели трущоб передвигаются преимущественно пешком и на общественном транспорте, а личный транспорт там доступен только бандитам (а "мальчик", вроде как, даже будучи помельче в банду не входил) и полицейским. Бедноваты они для стирт-рейсинга. Оттуда возникает подозрение, что парень не так прост и его кто-то здорово тренировал. Тем более, весь фильм намекается на непростую историю его отца, с которой, правда, под конец получается пшик. Но поскольку "непростой" отец помер, когда сыну было пять годиков, то остается только вариант закрытой школы при Ми6...
К навыкам супершпиона стоит отнести и умение производить впечатление на женщин. Влегкую закружить голову девушке, да так, что она пошла против отца и всего привычного комфортного образа жизни, был способен только 007. Теперь ему составил конкуренцию супермен из гетто. Обсуждать достоинства и недостатки "девушки Бонда" не буду. Кому-то нравятся костлявые, кривоногие, но страшно лупоглазые, кому-то длинноногие и сисястые... В конце-концов эстетические предпочтения формируются под воздействием среды и красавица Вайлд по меркам вымышленного гетто может оказаться уродиной... В общем "девушка Бонда" на его маму никак не похожа, так что Фрейд с его теорией инцеста в глубоком пролете.
Зато с подтверждением теории сублимации полный порядок. Желание самоутвердится порождает в фильме таких Робина Гуда с Мэриан, что аж всем жарко становится. Хотя, центральный персонаж матери клянется над трупом матери, что он отомстит за ее смерть, поездка в суперэлитный район, съем номера люкс, походы в казино и приобретение предметов роскоши, соблазнение дочери главного злодея (кстати, не такого злодейского, как, по-идее, надо бы) - на месть как-то не похоже. Зато очень похоже на реализацию желания стать "круче гор". Когда это не получается (парня быстро хватают за задницу, что по закону вполне правильно), то начинается обычный бандитизм с грабежами и захватом заложницы. То, что у заложницы возникает "Стокгольмский синдром" и собственное желание "пошалить", сути дела не меняет.
Самое лучшее место для Робина Гуда - виселица. Этого в фильме не показано. Авторы фильма изобразили крах системы, вызванный успешными (всеми, как один) грабежами банков. Последствия краха экономической системы они изображать не стали. То ли заказ был другой, то ли просто ума не хватило. При этом все предпосылки массовой гибели от голода, холода и прочих неприятностей, не связанных со старением, в конце фильма очень даже присутствуют. Стоило бы потратить несколько секунд экранного времени перед титрами на показ обтянутых кожей скелетов с все еще "тикающими" часами на руке. Без этого для большинства людей (большинство у нас всегда не особо умное) весь фильм превращается в рекламный ролик "Захвати Уоллстрит". Как им потом объяснить, что грабители и захватчики хорошими не бывают?..
Теперь пара слов про мир, где происходит действие картины "Бонни и Клайд на фоне утопии".
Старенькие автомобили (с нашего времени должно было лет сто пройти, а они уже сейчас новыми не выглядят) то ли с намеком на техническую деградацию, то ли на повальное увлечение ретро. Подозрительно чистенькие трущобы с хорошо уложенным асфальтом и ошеломляюще низким уровнем преступности (женщина не боится идти ночью по улице!). Связь - вопиющее ретро даже по современным меркам, что уж там говорить про будущее? Для полного комплекта у телефонов должны были быть дисковые номеронабератели. При этом всем явные продукты высоких технологий. Если бессмертие и связанные с ним технологии подарили пришельцы, то это стоило бы показать или, хотя бы, упомянуть. Если отсутствие мобильных средств связи и морально устаревшие средства транспорта - специфика гетто, то почему элитный район в такой же технологической заднице? Если окружение - результат технической деградации, то за счет чего поддерживается технология бессмертия? Всех этих нескладушек за глаза достаточно для полного развала мира действия. От этой несуразицы можно было бы отвлечь внимание зрителя реалистичным поведением персонажей, но увы... я об этом выше уже написал.
--------------------------------------------------------------------------------
[/spoiler]
Резюме
Добродетель в фильме получилась неубедительной, злодейство - не очевидным. Идея мира (вселенной) действия - хороша, нова и интересна. Идея фильма (действия, сюжета, характеров) - стара до высыпания песка и слаба, как сама по себе, так и по реализации. Экономия на реквизите так же фильму на пользу не пошла.
Фильм хорош для экономистов и финансистов - посмеяться и поболеть за "плохих парней", которые, в прочем, не так уж и плохи. Это кино может понравится романтичным подросткам, у людей же, знакомых с киноклассикой и склонных к анализу, оно, скорее вызовет не восторг, а раздражение.
Время, In Time, купить DVD фильм на OZON.ru